Катю (4itaem) wrote in ru_realpotter,
Катю
4itaem
ru_realpotter

Categories:

Наверно я имею право тут немножко порассуждать)

После вопроса tatly узнала много разных мнений по теме, и вот что-то нашло, выкладываю свои выводы. Правда, я в основу явления кладу отнюдь не то, что указывали другие. Т.е. все видят комплекс условий, а мне кажется так...

Fanfiction и slash. Причины.

1) "игра в куклы" - моделирование ситуаций

По моему мнению, еще одной немаловажной причиной того, что фанфикшеном (и слэшем в частности) занимаются женщины - приобретенная (а может, и врожденная) ориентировка на игру с персонажами. Вспомните, как мы играли в куклы. Пластмассовый герой - просто чистый лист, который одаривается биографией, характером, родственными связями, и все это обычно - в процессе подбора наряда и прически. Что уж там, даже лицо куклы менялось посредством обычной шариковой, гелевой ручки, а иногда маминой косметики. Пожалуй, мало у кого количество кукол-юношей было достаточным на всех пластмассовых барышень. Более того, хорошо, если был хотя бы один Кен, и так далее, в зависимости от страны-производителя игрушки. В связи с этим-то частенько большеглазым румяным красавицам пририсовывались усы, отстригались чудесные локоны, сводились ацетоном розовые щечки… Вот только американская культура в этом смысле неблагодарна: из Барби сделать представителя мужского пола при самой развитой фантазии не получалось. Таким образом, вероятно, недостаток мужских героев в играх детских сполна замещается отсутствием женских персонажей в играх некукольных.

Фанфикшен - продолжение детских игр, записанное на бумаге. Прекрасно помню, что подавляющее большинство кукольных миров формировалось на основе определенного канона, в который хоть как-то можно было встроить имеющийся набор игрушек. Так, существенное количество времени было проведено за отыгрыванием ситуаций, возможных в сериалах "Санта-барбара", "Элен и ребята", каком-то первом анимешном мульте, где была героиня Жасмин, из множества сериалов поколения "Дикой Розы", причем сейчас вспоминается лишь подозрительное имя Манинья Еричана…
Естественно, придумывались и собственные миры, правда, они все равно формировались из кусочков просмотренных сериалов, значительно сдобренных Золушкой и другими сказками, но это не слишком удобно в играх, в которых участвует несколько девочек - донести свою идею всем весьма непросто, а сказать, что будем играть в… "Дикого Ангела" достаточно, чтобы все обрадовались, а нежелающие радоваться - отсеялись автоматически.
Надо ли говорить, что две подружки, прочитавшие ВК в восемь лет, вполне успешно проводили ролевые игры /Фродо и Сэм в Мордоре/, не догадываясь об этом? В частности, особенно запомнилось логово Шелоб - под кроватью…
На даче я часто имею возможность наблюдать за детскими играми, и "Дикий ангел" был чрезвычайно популярен пару лет назад, а заодно с ним - "Зачарованные", в общем, чудесный девичий набор-)

Имхо, важная стадия развития для будущей креативщицы - бумажные куклы. Я не знаю ни одной девочки, не рисовавшей бумажных кукол, которая впоследствии проявляла бы повышенные творческие способности. В том числе, такие куклы - подсознательная реализация потребности в фанарте: они весьма часто бывают срисованы с любимых персонажей. (Например, у меня на хранятся три набора Сейлормун и ко разных лет создания, герои какого-то детского сериала про вампиров…)
Даже когда девочка-подросток отходит от такой несерьезной игры в куклы, игра в воображении продолжается. Прочитав впечатлившую книгу, насмотревшись бразильского сериала, тут же, за мытьем посуды, или внезапно, спустя некоторое время, пытаясь заснуть, в голове возникают идеи о возможном развитии сюжета. Но первичные идеи такого рода - рассуждения и даже полноценные диалоги (чаще всего POV героя) из серии "чтобы я сделала на ее/его месте". И пол тут не имеет никакого значения.
По-моему, можно вполне серьезно говорить о трансформации "игры" в фанфикшене.
Но почему слэш?

2) табуированность темы - не запрет, а даже нереальность

Несколько лет назад наблюдала игру в Барби двух подружек - десяти и одиннадцати лет. Гламурная парочка уложена в розовую кровать. Вроде пора прокручивать временную ленту и наступать утру. Однако та, что постарше, тихонько так спрашивает: "А знаешь, что они делают ночью? - И с очевидным триумфом и едва ли не восторгом просвещает незадачливую подругу. - Они делают ЭТО!" Не знаю, что поняла из этого младшая, но я бы в ее десять и заморачиваться бы не стала-)
Итак, непонятная тема секса, фактически лишенная сексуальности, т.к. ее природа детям непонятна, все же интересна. Потому что она запретна. Здесь нужно вспомнить о табу научной фантастики, которые были сломлены в конце 50-х, и самым главным среди них был запрет на сексуальную тематику, ведь даже введение женского персонажа как главного было верхом феминизма, да и дополнение мужчины подружкой - уже излишество.
Нужно ли говорить о том, что на смену прекрасному принцу в девчачьей игре быстро приходит герой с отрицательными характеристиками, т.е. не мальчик-отличник-ромашка. Отрицательные персонажи всегда интереснее, и это было известно задолго до нас. Пожалуй, в основе этой закономерности также лежит извечный запрет на негативные свойства характера. Хотя, сразу оговорюсь, великим удается создавать увлекательные идеальные образы (дабы не забывать о Карамазове, Мышкине), но демонизм всегда привлекает большее количество аудитории.
Но на деле отнюдь не каждый нарушает эти табу, и не из-за благонамеренности, а по незнанию. Так в первом классе учительница наглядно показала, как некоторые дети загибают страницы в учебниках, и попросила этого не делать. Нужно ли говорить, что благодаря ее помощи закладки мне стали нужны гораздо реже?
Человек, не знающий о чем-то, сделает это с куда меньшей вероятностью чем тот, кому все показали, даже если и объяснили, что делать это нехорошо. Пожалуй даже, "плохое" делать заведомо приятнее)
Нормы "хорошо" и "плохо" устанавливаются свыше, и рядовой гражданин не может их менять, а только принимать и придерживаться, осуждая нарушителей. Закрытая тематика должна оставаться запретной, иначе интерес к ней быстро потеряется. Важно, что в данном вопросе переход этой границы пока явно невозможен из-за отрицательного, иногда агрессивного, отношения общественности. И слава Богу.

Значит, слэш, в первую очередь, - тематика для тех, кому присущ

3) широкий кругозор - открытость всему новому, незамкнутость (и любые другие синонимы -))

И, как одна из первичных причин такого open mind - высокий уровень образования (о чем неоднократно говорилось в различных дискуссиях). правда, в фэндоме заметно участие недостаточно образованного слоя, а именно - школьниц (что в дискуссиях называется "максимально возможный на данный момент уровень образования"). Имхо, далеко не каждая школьница увлекается фанфикшеном и слэшем в частности благодаря широте взглядов и оригинальности мышления. Для многих приход в фэндом есть не логически естественный вывод определенной интеллектуальной деятельности, а случайность, подкрепленная огромным интересом. Т.е. любопытством)
Не отвлекаюсь-)

Итого: игра+открытость ума= фанфикшен

Запомнившиеся мне свойства слэшера и слэша:

- ревность к женскому персонажу, а его отсутствие предоставляет

- возможность уйти от понятия слабого пола, т.к. позиции героев не рассматриваются с гендерной т. з.

- абсолютное отсутствие ограничений в жанре ненаучной фантастики, где возможно что угодно, "на бумаге", где возможно что угодно, и т.д.

- нереальность событий и образов => отстраненность восприятия => нежизненность => уход от реальности

как основное качество почти любого хобби. Это-то тем более - занятие антиобщественное и несозидательное. Мы, в отличие от треккеров, деятельность типа Тимур и команда не организовываем, гуманных идей не распространяем… Но я снова отвлекаюсь)

И в конце - сравнение. Школьный курс геометрии и черчения приучил нас воспринимать мир в трех плоскостях z, y, x. Что если представить, будто джен - это ось аппликат, прямая, ведущая вверх, достраивающая сюжет канона. Гет - ось ординат, формирующая пространство фанфикшна, добавляющая глубины и точек восприятия. Но мы живем в трехмерном, а не двумерном мире-) В таком случае, слэш - ось абцисс, достраивающая мир фанона до полноценного объема, который, собственно, и позволяет в этот мир полноценно погрузиться-)

Хм?

Tags: обзоры Катю, общие вопросы
Subscribe

  • Навязчивая идея

    В комментах к одому моему посту обсуждали. Решила вынести сюда. Что вы об этом думаете: " Философский на самом деле вопрос – эта разница в идеологии.…

  • (no subject)

    Дорогие знатоки Гарри Поттера подскажите пожалуйста где его снимали в Лондоне, на каких улицах? Еду в Англию.. в Лондоне буду тлько пару дней,…

  • Помогите!

    Очень хочу скачать в электронном варианте 6-ю книгу "принц полукровка" в хорошем переводе, может у кого есть или кто-то может дать ссылку в инете? я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Навязчивая идея

    В комментах к одому моему посту обсуждали. Решила вынести сюда. Что вы об этом думаете: " Философский на самом деле вопрос – эта разница в идеологии.…

  • (no subject)

    Дорогие знатоки Гарри Поттера подскажите пожалуйста где его снимали в Лондоне, на каких улицах? Еду в Англию.. в Лондоне буду тлько пару дней,…

  • Помогите!

    Очень хочу скачать в электронном варианте 6-ю книгу "принц полукровка" в хорошем переводе, может у кого есть или кто-то может дать ссылку в инете? я…